До того, как создано что-то, что я буду называть здесь для удобства «продуктом», оно будто бы хранится в нас: в нашем мастерстве, в наших навыках. Причём, хранится не в готовом виде, а в потенциале
Когда мы принимаем индивидуальный заказ на какую-то работу, неважно, на фотосессию, на психотерапию, на дизайн сайта или на составление апелляции, наш продукт существует ещё только в виде проекта, фантазии, намерения.
Фактически мы продаём то, чего ещё нет.
И чтобы иметь спрос у потенциальных клиентов, рассказываем о себе как о мастере: о принципах нашей работы, о своём опыте, образовании, отзывах на предыдущие продукты. Мы говорим о себе и своих свойствах. Во многом именно поэтому возникает ощущение, что мы «продаём себя».
А «продавать себя» - это хитрая ловушка. Ведь по правилам продажи покупатель уносит с собой то, что он купил. Но мои навыки и мастерство ведь остаются со мной. Я «продавала» их, получила деньги, но моё по-прежнему со мной. И появляется неуловимое, неясное, но тягостное ощущение обмана, себя как обманщика. Его очень трудно объяснить. Даже то как я объясняю это сейчас, кажется мне наполовину бредом, хоть и логичным. «Мне стыдно, что у меня осталось то, что у меня купили». При том, что, как мы знаем из уроков школьной литературы: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» (Пушкин А.С.).
Вот этот процесс отделения «вдохновения» как инструмента, который всегда со мной, от «рукописи», которую уносит с собой покупатель, как оказалось, требует особого внимания. И, как удалось наблюдать в ходе мастерской кроме прочих процессов, нужен глаз да глаз, чтобы не выплеснуть с водой младенца. Чтобы в конце концов, почувствовав себя и востребованным мастером, и умелым продавцом, прийти к выводу, что Я НЕ ПРОДАЮСЬ! Не продаюсь, а продаю свои продукты.